Главная
1.1 1.2 1.3 1.4 2.1 2.2 2.3 3.1 3.2 3.3
На предыдущую страницу

3.3. Шираз.

Утро не разочаровало своей разнообразностью. Сразу же вспоминается песня «Как замечательно в России...». Нет, лучше Янка с телевизором на потолке.

В 7.20 умытые, сытые и в меру бодрые мы стояли перед парадной дверью своего отеля, дожидаясь такси. Через пол часа мгновенного вызова такси, как заверили на ресепшене, желтое такси с шашками по периметру прибыло. Сам путь до Персеполиса оказался не долог, около часа. За это время утренняя бодрость прошла и все с глазами разума Дауна наблюдали за пробегающими унылыми пейзажами за окном или попросту спали.

Из стопора вывел нас радостный возглас водилы, погдядев в окно, стало ясно, что его слова на наш язык можно перевести, как «Господа, мы прибыли!». Он еще, как перевел Бахрам, предложил услуги по его втыканию пока мы насладимся красотами развалин былого могущества его народа, дабы после отвезти нас домой, т.е. в Шираз.

Первое на что среагировал наш мозг, это ларек с маленькими, холодными бутылочками воды. Не подумайте ничего плохого, но на территории Персеполиса это единственное место, где можно приобрести воды. В самом Персеполисе такого счастья нет, а зима в горах по-другому работает, чем у нас. Стало жарко, хоть успел с себя поснимать все, что можно в этой стране снять, все равно вспотел. Мало того, забегая вперед, что за эти несколько часов проведенные в Персеполисе успели загореть так, что с лица хлопьями кожа слазила.

Следующий ларек нам встретился с гордой вывеской «Ticket price is 5000 rials», это примерно пятьдесят центов.

Описывать развалины залов, предположительную историю западного мира, битвы, богатства и могущество описывать не буду, в интернете их море. Да и все мы знаем с Советских времен роман «Таис афинска» Ефремова. Не знаю, насколько правдоподобна книга, но в одном права была гетера, ни одного изображения женщины в Персеполисе вы не найдете, не даром жрица любви Сашку (Македонского) науськала сжечь этот оплот гей-клуба. В ту эпоху пошла повсеместная мода заменять древних женских божеств на мужские. Так и на Руси Богиню Мать заменили на Иисуса, а Марию Магдалину низвести в ранг блудницы, не плохой символизм. В то время исламом еще не пахло, не родилась еще мысль запрятать женщину в хиджаб и всех объявить неверными, но кроме яблока чем-то уже тогда насолила Ева. Не любят женщин и собак в центральной Азии. Не ходите девченки замуж за арабов! Славяне лучше, а у них просто спермотаксикоз от завернутых в черные палатки ханум. На барельефах самого богатого города за всю историю человечества высечены мужики идущие за ручки, и сейчас на улицах то же…

Сооружение, конечно, впечатляет. Один фундамент с четырехэтажный дом, кирпичики размером с летнюю кухню, срезы ровнюсенькие, подобно зеркалу, все фигурки до последней складочки друг на друга похожи, грандиозное сооружение... Везде, куда глаз не кинь, увидишь фигурки десяти тысяч бессмертных воинов Персии. Но наиболее, что поражает, так это то, что они сделаны с поразительной идентичностью, как будто все они вышли из одного ксерокса. Тут я загнул, фирме Xerox еще далеко до такого качества, после 10 000 копий прославленная американская техника начинает выдавать нечто отдаленно похожее на квадрат Малевича.

Не знаю кому верить, но по версии персидского гида Персеполис строили крестьяне с близлежащих сел в течение тридцати лет!!! Во загнул! Тогда я более склонен к версии Ефремова, мол его строили плененные греческие мастера. Хотя то же маловероятно. Я имею два высших образования, но дай мне зубило и молоток в руки с придачей куском гранита, я за всю жизнь одного такого «кирпичика» не выстругаю.

Они тоже, скорее всего. Персеполис находится у подножия горы, а на самой горе есть захоронение царя Дария с барельефом и внутренним могильным залом выходящим на вид своего города. И этот барельеф сделан настолько безвкусно и неумело, как будто за какие-нибудь сто лет мастера древности разучились искусству тесания камня. Мало того, в Персеполисе они выглядят только что выпущенными с конвейера, а на могиле Дария изъедены ветром, дождем и солнцем, хотя расстояние между ними всего лишь около пятидесяти метров.

Возле сокровищницы, внутри дворца, расположился гарем (где же ему еще быть). Но вот, что странно. Женщины – они любят то, чем являются сами – красоту и невольно стремятся к ней, приукрашая себя золотом, редкими камнями, шелками, запахом... Конечно, ведь они единственные и неповторимые, так пускай и наряд будет единственным и неповторимым. Но увы, все богатства и украшения которые представлены там созданы в духе той эпохи, теми инструментами, тем умением, той технологией. Кое-как обработанные куски желтого металла, не до конца отшлифованные камушки, посуда мастера глиняных дел... А рядом стоят изваяния сказочных полузверей вытесанные из цельного гранита с пропорциями и мастерством компьютерной графики, которые две с половиной тысячи лет время не смогло повредить.


Я и гарем.


Скудновато, да?

Создается такое впечатление, что цивилизация персов пришла уже на существующие грандиозные развалины, но не сумев повторить мастерство предыдущих хозяев, поселилась и восстроила, как смогла.

В самом здоровом зале сохранилось несколько огромных каменных столбов. Все ученные сходятся на мысли, что остальное пространство было заполнено деревянными столбами, которые подпирали деревянную крышу. После того, как Македонский спалил Персеполис, дерево сгорело, а камень остался. Европейцам нравится теория, что персы не умели создавать огромные сводчатые пространства, а удовлетворились возведением большого количества колон. Например, такое, как храм Софии Константинопольской с куполом в диаметре тридцать один метр.

В ту эпоху, дерево применялось для постройки храмов только лишь, как отделочный материал. Потому, оставив только лишь каменные столбы и взгромоздив на них каменный свод, то собор Святого Петра в Ватикане и рядом не валялся.

Персы не первые, кто мощь и красоту Персеполиса пытались под себя подмять. Внутри комплекса есть небольшое строение. Я специально не называю официальные название залов, потому, как это тоже только теория. Нам, например, запад пытается привить норманнскую теорию происхождения Руси. Оно и не мудрено, ее в семнадцатом веке немцы писали по госзаказу Петра Великого. А девиз германцев от Тевтонского Ордена до Гитлера один – расширение жизненного пространства на восток.

Так вот, этот зал находится на возвышенности и к нему ведет только одна лестница, которая перегорожена и доступ внутрь запрещен. По всему комплексу курсирует охрана. Залез сфотографироваться вместо колоны, меня вежливо согнали, оно и правильно, дай волю так все по камешку разнесут. Залезть, понять и сфотографировать мне все-таки удалось, что так закрыто от чужого взгляда. Там ниши аккуратно заштукатурены, придан вид древности и красивой иранской вязью (во времена Персеполиса использовалась клинопись) что-то написано, что стоит скрывать. Да и самого факта подделки достаточно.

Первое мое посещение Персеполиса шокировало, второе обозлило. У иранцев есть нехорошая привычка. Везде, где бы и что бы они не делали, поставят леса и стоят они годами, рабочих на них невидно никогда. Сколько в Персеполис не приезжал – вечная реставрация. Когда первое впечатление прошло, начал замечать эту реставрацию, уж лучше бы они ничего не делали, обрушается эта реставрация гораздо быстрее чем древние камни.

to be continued...

21-23.01.2008 г.

На предыдущую страницу

Бушер

Бендер-Бушер (обыкновенно называемый европейцами Бушир или Абешр) - персидский портовый город на берегу Персидского залива...

Читать более>>


Ваш комментарий:
Ваш логин:                       Ваше мыло: (E-mail)
   

На этой странице Вы мой  1008 посетитель.
® Служенко Константин Викторович: moor38@yandex.ru
X